Признаки плохого руководителя и борьба с ними

Превратиться из хорошего руководителя в плохого несложно, но процесс можно остановить, если вовремя поставить себе диагноз и признать, что превращение началось. «ДП» обратился к HR—специалистам, чтобы вместе с ними определить признаки плохого руководителя и составить чек—лист для самоанализа бдительных менеджеров.

Среди главных признаков плохого руководителя Лев Матвеев, председатель совета директоров компании «СерчИнформ», называет любовь к микроменеджменту, неприятие критики в свой адрес и чрезмерную эмоциональность. «Если в организации есть талантливый, но эмоционально неустойчивый лидер, который часто устраивает истерики и непредсказуем в своих действиях, это может привести к негативным последствиям. Поэтому руководители всегда должны оставаться спокойными: это вселяет уверенность в команду, сохраняет доверие и авторитет», — соглашается с коллегой Елена Меркулова, генеральный директор PIR Expo.

По мнению Татьяны Доляковой, генерального директора кадрового агентства ProPersonnel, основные признаки плохого руководителя выглядят так: конфликтный авторитарный стиль руководства, неумение выстраивать отношения с лидерами внутри компании, недостаточное владение современными технологиями, неумение и боязнь делегировать полномочия. «Еще один важный критерий — отсутствие видения развития карьеры подчиненных. Руководители должны быть визионерами и понимать траекторию развития», — подчеркивает эксперт.

Ольга Бодрова, HR—директор корпорации «Баркли», добавляет в этот список еще несколько критериев. «Плохой руководитель принимает решения несвоевременно или старается не принимать их вовсе: существуют начальники „избегательного“ типа, которые не могут принять решение самостоятельно и постоянно находятся в поиске советов со стороны», — напоминает Ольга Бодрова. Впрочем, Сергей Пархоменко, управляющий партнер агентства «Идеи&Решения», предупреждает: стремление все решения принимать быстро и на основании только своего мнения — тоже плохой признак.

«Неумение работать в команде топов, равных себе, то есть взаимодействовать по горизонтали, неготовность проводить изменения и неумение разбираться в людях», — добавляет к облику плохого руководителя Светлана Емельянова, генеральный директор консалтинг—центра «ШАГ». Елена Меркулова в числе важных признаков называет чрезмерную отдаленность руководителя от подчиненных.

«Важно, чтобы был баланс: нужно знать, чем живет коллектив, какие есть проблемы. Коллектив должен чувствовать себя защищенным в компании, но при этом важно не перейти черту, не пуститься в панибратство, не передавливать авторитетом», — напоминает она.

«Одна из самых распространенных характеристик, отличающих плохого руководителя, — страх, что подчиненный окажется сильнее или опытнее его самого. А также желание создать вокруг себя ореол незаменимости», — говорит Антон Пашков, менеджер по персоналу Imperial Tobacco Россия.

Еще один признак плохого руководителя, который называют уже психологи, слабо выраженные лидерские качества или их отсутствие. «Такие руководители не развивают своих сотрудников, не помогают решать проблемы, не вовлекают в решение задач, не поддерживают, полностью предоставляя их самим себе. Отсюда отсутствие командного духа у подчиненных», — соглашается с психологами Ольга Бодрова.

Как себя проверить

Руководителю, чтобы понять, какой он начальник — плохой или хороший, нужно обратиться либо к стороннему специалисту в сфере HR, либо тщательно проанализировать свое поведение самому. «Мой чек—лист содержит такие вопросы: какую выгоду получает сотрудник от работы в компании, каких профессиональных или личных целей он сможет достичь на рабочем месте, созданы ли условия для комфортной работы», — говорит Станислав Астров, генеральный директор компании «Волшебный мир». Если ответы на эти вопросы есть и они положительны, руководителя можно назвать хорошим.

Ольга Стагурова, вице—президент Newtrax в России и СНГ, делится своим чек—листом вопросов. Они звучат так. Я достигаю целей, поставленных мне компанией? В коллективе царит дружелюбная атмосфера или есть интриги, враждебность, склоки? Я владею ключевой информацией, необходимой для работы, или что—то не знаю? Мои люди ходят на работу с удовольствием?

Константин Гриневич, генеральный директор логистической компании «Глогос Проект», добавляет к ним свои. Если я выключусь из рабочего процесса, станет лучше или хуже? Правильные ли средства я использую, чтобы добиться цели?

Для того чтобы вовремя обнаружить «болезнь плохого руководителя», Лев Матвеев советует менеджеру время от времени анализировать свое общение с подчиненными. «Если вы периодически выдаете такие фразы, как: „Есть задача — выполняй!“, „Не надо оправдываться, просто иди и сделай!“, „Меня не интересует твое мнение. Сделай, как я говорю!“, „Это не мои проблемы“, — определенно нужно что—то менять. Это словарь плохого начальника», — отмечает специалист.

Ольга Бодрова рекомендует руководителям выявить свои плюсы и минусы с помощью опроса подчиненных. «Однако будьте осторожны, так как не всегда сотрудники готовы открыто выражать негативное мнение о руководителе, — предупреждает она. — Поэтому вы можете запросить обратную связь у своего вышестоящего начальника, если таковой имеется, или подключить к этому вопросу HR—специалиста».

Сергей Пархоменко советует составить список того, что нравилось и не нравилось в других руководителях, еще до назначения на руководящую должность. «Я очень рекомендую составить собственные „правила жизни руководителя“ и периодически возвращаться к ним для профилактики», — говорит он.

Как начать лечение

«Лечение признаков плохого руководителя нужно начинать с первого дня работы в должности, — предупреждает Антон Пашков. — Иначе все симптомы могут перерасти в перманентную болезнь, побороть которую будет очень трудно». Если руководитель осознает, что он недостаточно хорош на руководящей должности, это уже первый шаг лечения, считает Ольга Стагурова. «Хороший руководитель не константа. Поэтому им тоже надо почаще критично оценивать себя», — напоминает Лев Матвеев.

Источник: https://www.dp.ru/a/2018/04/09/Priznaki_plohogo_rukovodi


О КОМПАНИИ БИЗНЕС-ЭТИКА КАРЬЕРА